Пикассо Пабло (Picasso, Pablo)
(1881-1973 гг.)
Пабло Пикассо
(Руис-и-Пикассо)
(Picasso) (25 октября 1881,
Малага - 8 апреля 1973, Мужен,
Приморские Альпы), французский
художник, испанец по
происхождению.
|
Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.),
французский художник, испанец по происхождению.
Скульптор, график, живописец, керамист и
дизайнер, наиболее знаменитый, многогранный и
плодовитый среди современников. Пикассо впервые
посетил Париж в 1900 г. В 1900-1904 гг. он живёт
попеременно в Париже и Барселоне. В это время,
известное как "голубой период", объектами его
творчества были бедняки, изгои общества.
Преобладающее настроение этих картин - слегка
сентиментальная меланхолия, выраженная
сумрачными холодными эфирными оттенками голубого
и зелёного. В 1904 г. Пикассо обосновывается в
Париже. Период с 1905 по 1907 г. известен как
"розовый период": художник отдавал предпочтение
розово-золотистому и розово-серому тонам, а
персонажами были странствующие комедианты,
танцовщики и акробаты; картины этого периода
проникнуты духом трагического одиночества
обездоленных. От экспериментов с цветом и
передачи настроения он обратился к анализу формы
и вместе с Браком, которого встретил в 1907 г.,
становится родоначальником кубизма -
художественного направления, отвергавшего
традиции натурализма и
изобразительно-познавательную функцию искусства.
В 1920-х гг. Пикассо пишет некоторые из своих
наиболее известных, классических работ, отчасти
навеянных впечатлениями от поездки в Италию. В
это время он продолжает экспериментировать,
обнаруживая близость с сюрреализмом. Начиная с
1925 г. Пикассо создаёт выразительные работы,
написанные в резкой, неистовой манере.
Кульминацией стала самая известная живописная
работа художника - "Герника", (1937 г.),
отразившая ужас и мерзость войны. Скульптурные
произведения Пикассо также свидетельствуют о
мощи его незаурядной фантазии, а как график
(рисовальщик, офортист, литограф, линогравёр и
дизайнер в дягилевских "Русских сезонах") он
считается одним из великих художников 20 века.
Работы Пикассо эмоциональны, многие из них,
несмотря на пессимистическую тональность
проникнуты страстной верой в жизнь. Мало кто из
его современников обладал такой способностью
представлять с помощью изобразительных средств
жестокость и глупость в столь обнажённом виде
или восторг всепобеждающей любви. "Наука и
Милосердие" 1897 г. "Акробат на шаре". 1905 г.
"Женщины бегущие по перегу" 1922 г. "Герника"
1937 г.
Годы учения.
Учился у своего отца - Х.
Руиса, в школах изящных искусств
в Ла-Корунье, Барселоне и в
Мадридской академии "Сан
Фернандо", увлекаясь французским
искусством, знакомым по
репродукциям. Испытал
воздействие анархизма. В 1900
году Пикассо впервые приезжает в
Париж, с 1904 года живет там
постоянно. Выставляется с 1901
года у "тетушки Вейль" и у А.
Воллара. В это время он уходит
от влияния стиля модерн, которое
еще долго сохраняется в манере
подчеркивать силуэты фигур, а
также в колористической
монохромии. Своими "учителями"
Пикассо избирает Ван Гога,
Гогена, Сезанна, Тулуз-Лотрека.
Он начинает писать яркими
пастозными мазками в манере
протофовизма.
"Голубой" и "розовый"
периоды.
На годы поездок между Парижем
и Барселоной (1901-1904)
приходится так называемый
"голубой период": в палитре
мастера преобладают голубые
оттенки. Для картин этого
периода характерны образы
нищеты, меланхолии и печали
(Пикассо считал - "кто грустен,
тот искренен"); движения людей
замедленны, они словно
вслушиваются в себя
("Любительница абсента", 1901;
"Свидание", 1902, обе в
Эрмитаже; "Старый нищий старик с
мальчиком", 1903, Музей
изобразительных искусств,
Москва). В следующий период,
получивший название "розового",
появляются сцены дружбы,
любования красотой обнаженного
тела. Произведение переходного
периода - от "голубого" к
"розовому" - "Девочка на шаре"
(1905, Музей изобразительных
искусств, Москва).
Кубизм.
В 1907 году Пикассо создает
композицию "Авиньонские девицы"
(Музей современного искусства,
Нью-Йорк) - большое панно,
персонажи которого - посетители
и девицы публичного дома в
барселонском квартале Авиньон
(так полагал поэт А. Сальмон,
давший название произведению) -
предстают бесполыми существами,
некими устрашающими идолами. В
произведении сочетаются разные
стилистические манеры: розовые
фигуры персонажей
геометризированы, лики отдельных
из них написаны в штриховой
манере, имитирующей приемы
африканских скульпторов.
"Авиньонские девицы" произвели
сенсацию, картина положила
начало многим экспериментам.
Вкус к резкой, разрушительной
деформации оказался знаменем
нового века. В 1908-1909 годах
Пикассо совместно с Ж. Браком,
влияя друг на друга,
разрабатывают новый стиль -
кубизм, ставший радикальным
поворотом от поисков
художественного эквивалента
реальности к ее полному
пересозданию. Используются
нейтральные, преимущественно
охристые, серые, коричневые и
зеленоватые тона, характерные
для живописи Сезанна, но заметно
"утяжеленные", помутнелые; они
комбинируются в геометрические
формулы, обнажая некие
изначальные "прототипы"
человеческих фигур, вещей и мира
природы ("Королева Изабо", "Дама
с веером", обе 1909; "Портрет А.
Воллара", 1910, все в Музее
изобразительных искусств,
Москва; "Дриада", "Фермерша",
"Три женщины", ряд натюрмортов,
1909-1910, Эрмитаж). Первая
стадия кубизма получила
впоследствии название
"аналитической". С 1919 года она
постепенно перерождается, и в
1913 году появляется
"синтетическая" стадия, для
которой характерны большая
цветность форм, стремление к
плоскостной трактовке объектов.
Начинают преобладать натюрморты,
преимущественно с музыкальными
инструментами, трубками и
коробками из-под табака, нотами,
бутылками с вином и т. п. -
атрибуты, присущие образу жизни
художественной богемы начала
века. В композициях появляется
"кубистическая тайнопись":
зашифрованные номера телефонов,
домов, обрывки имен
возлюбленных, названий улиц,
кабачков. Пикассо использует
коллаж - вклеивание в холст
реклам, этикеток и вырезок из
газет; со временем объем
инородного материала в картине
увеличивается (присыпки песком,
вмонтирование кусочков дерева и
металла, осколков стекла,
использование гипса и т. п.). В
"синтетический" период
появляется также стремление к
гармонизации колорита,
уравновешенным композициями,
которые временами вписываются в
овал. В дальнейшем увлечение
кубизмом сходит на нет, однако
отдельные его черты продолжают
сохраняться в картинах до конца
жизни художника ("Три
музыканта", 1921, Музей
современного искусства,
Нью-Йорк).
Неоклассицизм.
Уже в картине "Художник и его
модель" (1914) и в ряде рисунков
проявился интерес Пикассо к
точным контурам и пластике форм.
Через три-четыре года
неоклассицистические и
реалистические тенденции
становятся явными для всех.
Многих это смущает: новатор,
соблазнивший стольких
художников, вернулся к
традициям. В прессе появились
критические заметки о
"художнике-хамелеоне". В 1917
году Пикассо делает декорации
для балета "Парад" Э. Сати
(текст Ж. Кокто) в "помпейском
стиле". Женитьба на балерине
Ольге Хохловой, рождение сына
Поля сопровождаются возвращением
к миру ясных, понятных, чуждых
драматической экспрессии форм.
Поездка в Италию также усиливает
интерес к классике. Некоторые
рисунки мастер делает по
фотографиям. Он отходит от
гротескной манеры 1900-х годов,
по-иному "активизирует" форму,
словно соревнуясь со своим
кумиром тех лет - Энгром (этот
период нередко называют
"энгровским").
Сюрреализм.
При этом в творчестве мастера
сохраняется тенденция к
одновременным поискам в разных
направлениях. Так, в середине
1920-х годов он испытывает
влияние сюрреализма - пишет
несколько полотен с изображением
женщин на пляже, в трактовке
форм которых соединяет
геометрическую манеру кубизма с
подчеркнуто витальными
элементами. Он продолжает
активно заниматься скульптурой,
сочетая впечатления от
африканской скульптуры с
приемами кубизма и сюрреализма.
В 1930 году художник делает
серию из 30 офортов к
"Метаморфозам" Овидия. В
1930-1937 годах создает "Сюиту
Воллара"; в числе ста офортов,
продолжающих традиции Рембрандта
и Гойи, - сцены с человекобыком,
где легендарный обитатель
лабиринта Минотавр превращается
в "миф Пикассо", ибо художник
весьма произвольно трактует
древнее сказание.
Война в Испании.
"Герника".
В 1937 году симпатии Пикассо
- на стороне республиканцев,
борющихся в Испании (серия
акватинт "Мечты и ложь генерала
Франко", отпечатанная в виде
открыток, разбрасывалась с
самолетов над позициями
франкистов). В апреле 1937 года
немецкая и итальянская авиация
бомбила и разрушила небольшой
городок басков Герника -
культурный и политический центр
жизни этого свободолюбивого
народа. За два месяца Пикассо
создает свою "Гернику" -
громадное полотно, которое было
выставлено в республиканском
павильоне Испании на Всемирной
выставке в Париже. Светлые и
темные монохромные краски словно
передают ощущение от всполохов
пожара. В центре композиции,
наподобие фриза, в комбинаторике
кубистическо-сюрреалистических
элементов показаны павший воин,
подбегающая к нему женщина и
раненая лошадь. Основной теме
сопутствуют изображения плачущей
женщины с мертвым ребенком и
быком за ее спиной и женской
фигуры в пламени с воздетыми
вверх руками. В темноту
маленькой площади, над которой
висит фонарь, протягивается
длинная рука со светильником -
символом надежды.
Послевоенный период.
В 1944 году Пикассо
становится членом Французской
компартии; в первом послевоенном
Салоне освобождения для его
произведений отводится целый
зал. В 1950 году он рисует
знаменитого "Голубя мира", в
1951 году пишет картину "Война в
Корее" (собрание семьи
художника). В 1947 году Пикассо
приезжает в городок Валлорис -
традиционный центр керамики на
юге Франции. Он изготавливает
здесь блюда и сосуды самых
разнообразных форм, способствуя
возрождению традиционного
ремесла. Перед старинным
романским собором на торговой
площади устанавливается статуя
его работы "Человек с ягненком"
(1942-1944); в крипте храма
помещаются живописные панно
"Война" и "Мир" (1952). В
1956-1957 годах Пикассо
исполняет панно для здания
ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд
произведений для Музея Гримальди
в Антибе, который вскоре
получает название "музей
Пикассо". В 1960-е годы Пикассо
пишет своеобразные вариации на
темы прославленых картин
знаменитых мастеров прошлого
("Менины" Веласкеса, "Расстрел
повстанцев" Гойи, "Завтрак на
траве" Мане и др.). Трактуя их в
гротескно-кубистическом стиле,
художник дает волю своей
неуемной фантазии, убирая фигуры
или добавляя вымышленные.
Написанные небрежно холсты
"позднего Пикассо" представляют
любимые им сцены: художник и
модель, образы античной
мифологии, натюрморты, цирковые
мотивы и мотивы боя быков; часто
он обращается к женскому
портрету. Пикассо оказал
громадное влияние на художников
всех стран, став самым известным
мастером в искусстве 20 века.
|
Работы Пикассо
уже приобретали известность. Он ехал первым
классом из Ниццы в Париж. Его
попутчиком был известный американский
коллекционер произведений искусства. Американец
узнал его.
— Вы случайно не Пабло Пикассо?
— Si, — ответил Пикассо.
— Послушайте, а почему вы не рисуете людей так,
как они выглядят на самом деле? — спросил
коллекционер.
— Que? — переспросил Пикассо.
— Почему вы не рисуете людей так, как они
выглядят? Я имею в виду, что, если бы вы
нарисовали меня, это было бы нереально. Вы бы
нарисовали глаз посреди лба, нос там, где должно
быть ухо. Это нелепо Это неправильно. Это не
имеет ничего общего с реальностью. Это не
искусство.
— Я все еще не понимаю, — сказал Пикассо.
— Ну, ладно, умник. Я покажу тебе, что имею в
виду.
Американец достал из кармашка жакета своей
бумажник, открыл его и достал фотографию.
— Смотри, — сказал американец, — это моя жена;
вот как она выглядит.
О, я понял, — сказал Пикассо с абсолютно
серьезным выражением лица — Ваша жена очень
худенькая и примерно десять сантиметров ростом.
http://artmetals.narod.ru
Artyomal@rambler.ru
|