E-gold     Казино     Реклама     ЭДД     Заработок     Разработка программ     Заказ работ
 

Главная

Программы

Металловедение

Visual Basic

Design

Заказ работ

Смешные люди

Система E-gold

Реклама

Ресурсы

Гостевая книга

 

 

 

Александр Солженицын

Нобелевский лауреат, писатель Александр Исаевич Солженицын – человек, первым сказавший миру правду о ГУЛАГе.
 

В 1941 году окончил физико-математический факультет Ростовского университета. В 1939 году поступил на заочное отделение Московского института истории, философии, литературы (МИФЛИ). 22 июня 1941 года, в день начала войны, Солженицын приехал туда на экзамены. В октябре его мобилизовали и направили в артиллерийское училище в Кострому. В конце 1942 года Солженицын попадает на фронт командиром батареи звуковой разведки и проходит от Орла до Восточной Пруссии, дослужившись до капитана; награжден орденами Отечественной войны П степени и Красной Звезды. В конце января 45-го он выводит свою батарею из окружения, однако вместо награды за подвиг его ждет арест. Поводом послужила переписка Солженицына с другом Николаем Виткевичем, содержавшая откровенную критику Ленина и Сталина.
 

По приговору Особого совещания Солженицын получил 8 лет лагерей. Сначала он отбывал срок в Новом Иерусалиме под Москвой, затем в Москве работал на строительстве жилого дома, после отправился в "шарашку" (закрытый научно-исследовательский институт из заключенных) в Марфино, тоже под Москвой, а в 1949 году оказался в Экибастузском лагере под Москвой на общих работах. Этот лагерь позднее будет изображен в рассказе "Один день Ивана Денисовича", а марфинская "шарашка" - в романе "В круге первом". Позднее Солженицын признался, что был осведомителем, но стучал только на уголовных. Из лагеря вышел в 1953 году в день смерти Сталина и отправился в бессрочную ссылку в Казахстан, где работал учителем математики в райцентре Кок-Терек.
 

6 февраля 1956 года Верховный суд освободил Солженицына от ссылки, а в 57-м полностью реабилитировал. В том же году писатель поселился в Рязани. В 59-м за три недели написал рассказ "Один день Ивана Денисовича", напечатанный в 1962 году и впервые показавший миллионам читателей трагедию сталинских репрессий. В 1961 г. товарищ Солженицына по марфинской "шарашке" Лев Копелев принес рассказ в редакцию журнала "Новый мир". Препятствием для публикации "Одного дня Ивана Денисовича" служило цензурное правило, относившее тему лагерей к государственной тайне, но Александру Твардовскому, тогдашнему главному редактору "Нового мира", удалось добиться, чтобы рассказ прочитал Хрущев. Последний и настоял на том, чтобы ЦК разрешило публикацию. Однако следующие произведения Солженицына – "В круге первом" и "Раковый корпус" – "Новому миру" напечатать уже не удалось.
 

В сентябре 65-го КГБ изъяло часть архива писателя при обыске у одного из его знакомых, и чекистам стало очевидно, что Солженицын – убежденный противник социализма. Выдержки из его рукописей КГБ распространяло среди писателей и партийных чиновников для доказательства "антисоветских взглядов" Солженицына. 22 мая 1967 года Солженицын обратился с письмом к IV съезду советских писателей: "За нашими писателями не предполагается, не признается права высказывать опережающие суждения о нравственной жизни человека и общества, по-своему изъяснять социальные проблемы и опыт исторический, так глубоко выстраданный в нашей стране... Да просто дать рукопись "прочесть и переписать" у нас теперь под уголовным запретом (древнерусским писцам 5 столетий назад это разрешалось)".
 

Солженицын усиленно рабол над главной книгой своей жизни – "Архипелагом ГУЛАГ", начатым в 1958 году, – и над историческими романами, составившими позднее эпопею "Красное колесо" – о событиях, предшествовавших Октябрьской революции. В 1968 году его романы "В круге первом" и "Раковый корпус" опубликованы на Западе. В ноябре 69-го Солженицына исключают из Союза писателей – за то, что "способствовал раздуванию антисоветской шумихи вокруг своего имени". Солженицын ответил письмом-предупреждением: "Близок час: каждый из вас будет искать, как выскрести свою подпись под сегодняшней резолюцией".
 

В октябре 1970 года Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, что вызывает бурю возмущения в советской печати. В Нобелевской лекции писатель говорит о разоблачении лжи как о главной задаче литературы, поскольку "всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом": "Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! – зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь – но только не против искусства".
 

В августе 73-го при одном из обысков КГБ обнаруживает рукопись "Архипелага ГУЛАГ", после чего Солженицын дает санкцию на публикацию книги за границей. В декабре первый том выходит в Париже. "Архипелаг" был переведен на основные европейские языки и рассеял у значительной части западной общественности иллюзии насчет недавнего советского прошлого. В СССР была развязана беспрецедентная кампания против Солженицына. Однако экземпляры "Архипелага" постепенно проникали на родину писателя, отрывки из книги читали по "голосам", и со временем все больше советских людей узнавали правду о преступлениях тоталитарной власти. 13 февраля 1974 года Солженицын был арестован и насильно депортирован во Франкфурт-на-Майне. После короткого пребывания в ФРГ он перебрался в Цюрих, где вскоре под его редакцией выходит сборник статей "Из-под глыб" (критика советской действительности с точки зрения консервативно-почвеннического дореволюционного идеала) и литературные мемуары "Бодался теленок с дубом".
 

В октябре 76-го писатель поселяется в поместье в американском штате Вермонт вблизи города Кавендиш, работает в архивах американских университетов, а в одном интервью через несколько месяцев после изгнания заявляет: "Я себя никак не считаю эмигрантом и надеюсь долго удержать это ощущение. Физически я выброшен с родины, но своей работой остаюсь повседневно и навсегда связан с нею".
 

С горбачевской перестройкой началось постепенное восстановление связей Солженицына с родиной. В 1988 году ему вернули советское гражданство, в этом же году в СССР вышел "Архипелаг ГУЛАГ", а вслед за ним практически все художественные произведения писателя. В Россию Солженицын вернулся в мае 94-го, проехав через всю страну, от Владивостока до Москвы, чтобы узнать, как живет народ после краха коммунизма.

Сочинение

Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательства невозможности существования в ней человека. Всё творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком) не живёт одно и не способно жить одно; оно непременно сплетено с ложью, - писал Солженицын. -А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» Солженицын раскрывает ужасную сущность тоталитарного режима. Первый том «Архипелага» содержал подробное исследование всего того, что приходилось испытать людям, прежде чем попасть в концлагерь: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок. Во втором томе книги Солженицын исследует уже главную и основную часть империи ГУЛАГа «истребительно - трудовые лагеря». Ничто здесь не проходит мимо внимания автора. История возникновения лагерей; экономика принудительного труда, структура управления, категории заключённых и повседневный быт лагерников, положение женщин и малолеток, взаимоотношения рядовых зэков и «придурков» , уголовных и политических, охрана, конвоирование, осведомительная служба, вербовка стукачей, система наказаний и «поощрений», работа больниц и медпунктов, несложная процедура похорон, всё это находит отражение в книге Солженицына. Это тщательное художественное исследование основано на достоверных фактах. В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удаётся передать социально-психологическую ситуации, её своеобразие на таком малом материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порождённых эпохой тоталитаризма. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порождённых эпохой тоталитаризма. Важно и то, что все герои предельно искренни в выражении своих чувств и отстаивании своих убеждений, так как находятся перед лицом смерти. Олег Костоглотов, бывший зек, самостоятельно пришёл к отрицанию постулатов официальной идеологии. Шулубин, русский интеллигент, участник Октябрьской революции, сдался, внешне приняв общественную мораль, и обрёк себя на четверть века душевных терзаний. Русанов предстаёт как «Мировождь» номенклатурного режима. Но, всегда чётко следуя линии партии, он зачастую пользуется данной ему властью в личных целях, путая их с общественными интересами. Всё произведения представляет собой некий диалог сознаний, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Именно в этом диалоге автор видит потенциальную возможность излечения той раковой опухоли, которая поразила всё общество. Рождённые той эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение слишком запоздалое. В сущности проблема выбора встаёт перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая всё то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстроены им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются не способны возразить Костоглотову, ибо они не способны сами защищать свои убеждения. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются не способны возразить Костоглотову, ибо они не способны сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство. Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется ещё и тем, что он говорит с позиции живого человека, а Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин лишь изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате. Разговор Дёмки с Асей раскрывает сущность системы образования: с детства учеников приучают думать и действовать «как все». Государство с помощью школьников учит неискренности, прививая школьникам искажённое представление о морали и нравственности. Главное для писателя - отсутствие «идеологических вывихов», поэтому литература становится ремеслом, обслуживающим примитивные вкусы масс. Идеология системы не предполагает создания нравственных ценностей, по которым тоскует Шулугин, предавший свои убеждения, но не разуверившийся в них. Он понимает, что система со смешанной школой жизненных ценностей нежизнеспособна. Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе чудовищной тоталитарной системой. И возможность такого выбора есть у каждого


 

 

 

Использовались материалы:

http://politzeki.mypeople.ru/users/politzeki/wiki/alieksandr_solzhienitsyn/

http://artmetals.narod.ru

Artyomal@rambler.ru

 



 

 

 


 

 

artyomal@rambler.ru

 

 KODNUM
Сайт создан в системе uCoz